Праздники — это прекрасно, тем более что их зачастую сопровождают продолжительные выходные.
Чтобы вы могли спокойно отдыхать, не переживая о работе своих сайтов, мы подготовили чек-лист, который поможет удостовериться в том, что ничего не отвлечёт вас от выходных.
1. Пополните баланс
Самый важный и при этом часто забываемый пункт — оплата сервера.
Порой можно учесть всё: оставить дежурного админа мониторить сайты, настроить уведомления, проверить, что баланс не нулевой. Но стоит просчитаться, на сколько дней этого баланса хватит, обязательно в самый неподходящий момент сервер будет остановлен за неуплату. Поэтому советуем удостовериться, что денег точно хватит, и если нет, то пополнить баланс заранее.
Узнать, как рассчитать, на сколько хватит денег
Как происходит расчёт средств для списания, вы можете узнать из нашей статьи. А посмотреть, на сколько дней хватит средств, можно следующим образом:
В личном кабинете в разделе Финансы
→ Расходы
выделите, зажав кнопку Shift, строки с расходами за один день, например за 21 декабря, и увидите внизу строчку Всего
.
Так вы узнаете, сколько у вас будет списываться каждый день. Умножьте эту сумму на количество праздничных дней и сравните результат с суммой текущего баланса лицевого счёта, указанной в личном кабинете на вкладке Главная
в строке Баланс
.
Помните, что в сумму ежедневных списаний могут не войти траты за услуги, оплата за которые списывается раз в месяц (Администрирование) или раз в год (Доменное имя). Если ежемесячные и ежегодные платежи выпадают на праздники, стоит их также подсчитать, об этом ниже.
Если вы уже уехали в отпуск и привычным способом оплатить возможности нет, можете выбрать альтернативные, в том числе и более удобные способы оплаты.
Не забывайте, что работа сайта — это не только работа сервера, она также может зависеть и от работы других услуг:
-
Аренда доменного имени у регистратора доменных имен;
-
SSL-сертификат (если он используется);
-
DDoS-защита (если она имеется и оплачивается отдельно);
-
Плагины, темы сайта и иные элементы предоставляемые по платной подписке;
-
Администрирование (списание происходит раз в месяц);
-
Иные сервисы, от которых зависит работоспособность сайта.
Проверьте срок, до какого будут активны все эти услуги, если время окончания выпадает на время праздников или выходных, лучше не испытывать судьбу и продлить на неделю-другую раньше. Не забудьте учесть время на зачисление банковского платежа, если используете этот способ.
Помните, что перевыпуск SSL-сертификата (если вы поставили автоматическое продление, например) не означает, что сертификат установится на сайт автоматически. После перевыпуска нужно его установить на сервер вместо истекшего.
Теперь финансовый вопрос можно считать закрытым, перейдем к техническим пунктам чек-листа.
2. Сделайте резервные копии
Проверьте, чтобы копирование выполнялось в заданном вами режиме и имелись актуальные копии. Для полной перестраховки перед уходом на продолжительные выходные можете сделать дополнительную копию и сохранить ее лично себе или на другое хранилище.
Гарантированное наличие копии позволит в случае любых проблем достаточно оперативно привести сайты в рабочее состояние.
3. Проверьте место на диске
Одна из самых частых причин падения сайта — нехватка свободного места на диске. Казалось бы, только что были свободны 2-3 гигабайта, но они куда-то «исчезли». Оставлять сервер на праздники с диском, где доступно всего пара гигабайт — рискованная затея. Даже для сервера с одним сайтом. Велика вероятность, что место быстро закончится.
Поэтому рекомендуем проверить:
-
как много кэша хранят ваши сайты,
-
есть ли внутренние бэкапы, которые копируются на этот же диск (оба случая очень актуальны для сайтов на Битриксе),
-
не накопилось ли у вас логов на несколько гигабайт и т.д.
Всегда стоит иметь запас хотя бы на 40% от занимаемого пространства.
Узнать, сколько места доступно, поможет наша статья.
Проблем с сервером из-за переполнения диска также поможет избежать и следующий пункт нашего чек-листа.
4. Настройте мониторинг
Праздники — это часто повышенный трафик на ваши сайты, какой бы тематики они бы ни были. Повышенный трафик может спровоцировать возрастающую нагрузку на сервере, а она, в свою очередь, — спровоцировать падение служб сервера. Могут быть и иные внешние факторы.
Поэтому иметь на сервере мониторинг всегда полезно — и в будни, и в выходные. Мониторинг позволит вам узнать о проблеме раньше, чем об этом вам начнут писать и звонить клиенты.
Мониторинг может быть реализован с помощью простых скриптов, отправляющих уведомления на почту о нагрузке, свободном месте и прочем, либо с использованием полноценных программ мониторинга, таких как Zabbix или Munin.
5. Сохраните пароли и логины «под рукой»
Бывает, что случается мелкая, вроде бы несерьезная проблема, которую можно решить буквально за минуту (например, докинуть на сайт важный файл), которая вполне может превратиться в глобальную, если под рукой не окажется данных для доступа. К примеру, вы полетели на праздники за границу, компьютера с собой нет и пароли от личного кабинета и сервера вы не помните. Переживать, звонить с проверенного номера и искать доступы — все это может обернуться лишними проблемами, потерей денег и нервов.
Убедитесь, что помните доступ хотя бы к основным ресурсам — почте, личному кабинету и серверу, либо сохраните себе эти доступы в каком-нибудь безопасном месте, например в запароленных заметках на вашем телефоне. Это сэкономит время и позволит в сжатые сроки решить любой вопрос или проблему.
Если знаете, что во время выходных потребуется что-то «подкрутить» на сервере, а возможности зайти на него не будет — помните, что всегда можно подключить администрирование и по мере необходимости обращаться к нашим специалистам, которые работают круглосуточно.