Кажется, рассказывать в конце мая о том, как мы организовали на удалёнке новогодний квест, немного странно. Но мы решили, что, во-первых, дистанционное общение по-прежнему удерживает позиции во многих компаниях. А во-вторых, работать над сплочением коллектива можно не только зимой. Поэтому рассказываем, как это было, что удалось, а что пошло не по плану.
Шаг первый. Решиться на организацию своими силами
Если с работой на удалёнке всё понятно, то с неформальными мероприятиями, вроде корпоративов или тимбилдингов, дело обстоит сложнее.
Интернет предлагает массу онлайн-ивентов: квесты, квизы, ролевые, командные игры... Как выбрать, что подойдёт именно нам? Довериться организаторам, даже с большим опытом и внушительным портфолио, сложно. Не знают они наши интересы и фишки, локальные шутки, а в двух словах этого не объяснишь.
При этом тащить ивент самостоятельно — решение серьёзное. Те, кто хоть раз пробовал, подтвердят. Поэтому прежде чем с головой кидаться в организацию, мы взвесили все «за» и «против».
Риски
Подготовка требует времени. А его всегда мало. Например, у нас в запасе было всего три недели. Также есть работа, и её никто не отменял, поэтому квест — дополнительная нагрузка.
Если что — организатор крайний. В нашей компании на Новый год традиционно устраивали тематические вечеринки, сотрудники ждали их, готовились заранее и все проходило «на ура». Теперь же мы должны были попробовать новый формат и боялись попросту не оправдать ожиданий коллег.
Возможности
Есть опыт организации онлайн-событий. Не такие сложные и масштабные, но мы уже проводили мероприятия онлайн. Например, квесты для клиентов компании.
Сценаристы и креативщики среди нас. В компании нашлись авторы активных городских игр, а также просто идейные ребята, способные придумать увлекательную историю и приложить к ней интересные задания для командного выполнения.
Не просто игра, а работа на цель. Нам не хотелось, чтобы мероприятие стало «проходным» — выполнили квест и забыли. Всё затевалось с целью сплотить людей в командах, отделах и рабочих группах, предложив им вместе поработать над общими задачами, не связанными с рабочей рутиной.
Активную группу собрали из представителей разных отделов — всего шесть человек. Включили в неё технарей и гуманитариев, руководителей и подчинённых, заядлых игроков и тех, кто не участвовал в играх. Это было сделано для того, чтобы квест понравился как можно большему числу наших коллег.
Шаг второй. Продумать механику игры
Выбирая формат игры, мы остановились на квесте, а в качестве игровой платформы выбрали сайт Encounter, а все потому, что некоторые из нас уже имели опыт организации игр с его помощью.
Мы сообща придумали концепцию, логику развития сюжета и механику игры. Подготовили задания, на которыми придется попотеть. Но обо всем по порядку.
Сюжет
Тему выбрали злободневную, расширили её и довели до абсурда. Коронавирус мутировал и начал превращать людей в зомби...
Такой вот корона-зомби-апокалипсис. Почему бы и нет?
Цель квеста — выжить и спасти человечество, а ещё пообщаться, посмеяться, подумать и вообще хорошо провести пару часов в виртуальной компании товарищей.
Механика игры
Всего у нас получилось 8 уровней, которые мы распределили между организаторами, чтобы оформить заданиями и легендой для создания атмосферы. Чтобы придать игре динамики, на прохождение каждого уровня отвели ограниченное количество времени — 15-30 минут в зависимости от сложности задания.
На каждом уровне есть одно обязательное задание и ряд дополнительных, за которые можно получить бонусы (-n минут от времени прохождения).
В случае успешного выполнения основного задания команда получает код и вводит в поле ответа. Если код верный, она переходит на следующий уровень. Для команд, которые долго не справляются с заданием, предусмотрены всплывающие по таймеру подсказки. Если подсказки не помогают и команда не успевает выполнить задание за отведённое время, она получает штраф (+n минут ко времени прохождения) и перебрасывается на следующий уровень автоматически.
Побеждает команда, потратившая меньше всех времени на прохождение игры (с учётом бонусов и штрафов). Поэтому единственно правильный путь — решить как можно больше заданий за минимальное время. А это удастся только при максимальном вовлечении и активности всех участников команды.
Также мы продумали игровые правила, чтобы все было по-честному.
В процессе игры запрещается:
-
принимать ответы от других команд;
-
подбирать ответы методом перебора (за исключением тех случаев, когда это разрешено в тексте задания);
-
подкупать, соблазнять, физически воздействовать на авторов сценария и агентов с целью получить ответ или любую дополнительную информацию об игре;
- пытаться взломать программный комплекс игры Encounter с целью получить доступ к содержанию сценария;
- нападать на дата-центр, где находятся серверы игры Encounter, с целью получить силовой доступ к содержанию сценария.
Задания
Часть заданий были типовыми для Encounter, что-то придумывали сами: предлагали сделать фото, записать видео, собрать оригами, найти +код из Google Maps, разгадать ребусы, вспомнить фильмы и книги и многое другое.
Например, вот одно из основных заданий. Команде предлагалось создать аватара для безопасного «перемещения» по городу, а после отправиться на поиске аватара авторов.
Если вы уже бывали здесь, узнать место на картинке будет несложно — это ТЮЗ (Театр юного зрителя). А вот над вторым ответом нужно подумать. Для этого в тексте есть подсказка — слово «АвАтАрА» написано с четырьмя большими буквами не просто так, оно указывает на номер трамвайного маршрута — 4А. Далее команды должны были открыть любой сайт или приложение для отслеживания общественного транспорта и посмотреть номер трамвая, идущего сейчас по маршруту.
А вот пример бонусных заданий. Можете попробовать свои силы, а потом сравнить полученные ответы с правильными, которые найдёте в конце статьи.
Также были вопросы чисто «для своих» — если не сотрудник компании, то ответ угадать невозможно. Например, кто из наших волейболистов — «юрафоб» (быстро бегает из зоны предполагаемого падения мяча после удара Юры)? Или как зовут озорного рыжего парня, который не пропускает (почти) ни одного похода?
Шаг третий. Подготовить все необходимое и провести тест-драйв
Когда всё было готово, ответственный человек провёл полную проверку текстов заданий и ответов для всех уровней. После опытным составом протестировали готовую игру. Проверили, что:
- логика игры соблюдена,
- все задания выполнимы,
- отведённого времени хватает на выполнение;
- механика игрового сайта отрабатывает как положено.
Погрешность в проверке любого пункта могла стать критической, поэтому было важно уделить этому максимум внимания.
Также, на этапе подготовки мы сделали еще кое-что для успеха мероприятия.
Заручились поддержкой руководителей отделов и лидеров команд
Участие в игре было добровольным, но мы рассчитывали привлечь как можно больше сотрудников. Чтобы скоординировать работу в команде, для каждой выбрали капитана. Если кто-то посчитал нужным передать эту роль другому человеку — он это сделал.
Почти во всех командах капитанами стали непосредственные руководители, и это поддерживало наш план о сплочении коллектива. Чтобы добиться цели, действовать в одиночку можно, но недостаточно. Задачи в игре были совершенно неожиданные, каждый мог показать себя, предложив решение раньше других или решая бонусные задания, пока остальные работают над основным испытанием.
Сэкономить время в процессе игры смогли те команды, которые эффективно распределили задачи и действовали согласованно — в этом и должен был помочь капитан.
Выбрали призы, за которые хотелось бороться
Выбирали долго. Хотелось, чтобы приз также работал на общую цель игры и объединял команду. При этом был с одной стороны общим, с другой — порадовал каждого. К сожалению, все карты раскрыть не можем, тем более вопрос приза очень индивидуальный, поэтому просто дадим пару советов.
- Подумайте, что способно мотивировать именно ваших сотрудников: чем они увлекаются, что любят, что объединяет их вместе.
- Помечтайте, что каждый из вас хотел бы получить в качестве приза.
- Обсудите вариант с руководством — бюджет тоже нужно учесть.
Тогда у вас получится выбрать командный приз, за который захочет побороться каждый игрок. У нас вроде бы получилось.
Приготовили приятный сюрприз для сотрудников
Так как на самоизоляции мы оказались лишены общего праздничного застолья, а спасать человечество на голодный желудок никак нельзя, то заранее отправили каждому сотруднику сертификат на заказ еды с доставкой. Вкусы у всех разные, поэтому предложили несколько вариантов на выбор. Таким образом, к началу квеста все могли организовать себе «удалённый» праздничный стол.
Шаг четвертый. Провести игру и выявить победителя
Примерно за неделю до игры мы анонсировали её среди сотрудников. Предварительно всем участникам квеста нужно было зарегистрироваться на игровом сайте и объединиться в команды — за это отвечали капитаны. Всего в игре приняли участие около 80 человек: 8 команд примерно по 10 участников. Для связи между членами команды можно было использовать любой удобный вариант — Telegram, Zoom, Discord.
О начале игры мы оповестили за час до старта, после чего предложили игрокам пройти на сайт Encounter и ждать отмашки.
Старт был дан, и игра началась.
Жаркую борьбу на выживание можно было наблюдать онлайн. Турнирная таблица обновлялась в режиме реального времени и была доступна всем участникам — кому-то это помогало улучшать стратегию, а кому-то просто получать дополнительную дозу адреналина.
Организаторы всё это время были на связи и контролировали процесс прохождения игры. Управляли аватаром авторов, следили за корректностью вбиваемых ответов и отработкой движка. И разумеется, отвечали на возникающие вопросы и оказывали всестороннюю поддержку.
Быстрее всех с заданиями справилась команда отдела маркетинга — на выполнение заданий у них ушёл 1 час и 44 минуты. Остальным командам на прохождение игры понадобилось 2-2,5 часа.
Шаг пятый. Собрать фидбек и подвести итоги
Все команды сумели выжить в зомбиквесте и успешно дошли до финала. Так что по подготовке к коронаапокалипсису у нас зачет. Но кое-что, несмотря на предварительную проверку, все-таки пошло не так..
Игроки обнаружили пару опечаток в заданиях и ответах — в таких случаях баллы начисляли вручную по обращению к авторам.
И более критичная проблема: система начисления бонусов в одном из заданий оказалась не совсем понятной, в итоге почти все команды заработали на нём мало бонусов.
Тем не менее, мы считаем, что цели квеста были достигнуты. Люди, несмотря на самоизоляцию, почувствовали плечо товарища и азарт, были включены в «действительность». А тема, к моменту проведения квеста уже порядком набившая оскомину, благодаря переосмыслению в апокалиптическом ключе заиграла новыми красками. Организаторы получили множество приятных отзывов и смогли с облегчением выдохнуть — было страшно не оправдать ожидания, но мы справились.
Сотрудникам такой формат развлечений зашёл «на ура», мы убедились в этом, когда на следующие праздники, 23 февраля и 8 марта, они взяли инициативу в свои руки и уже сами провели онлайн-ивенты. Но это совсем другая история)
Ответы
Вернувшегося с Бали туриста заточили в карантин — 6,96
Сохраняя наследие: литература — Анна Каренина
Коронавирусная математика — 18 секунд
Приём-приём — заражение
Потешки-актуалочки — газель