Защита от спама — фильтрация электронной почты с целью отсеивания нежелательных писем (рекламных, мошеннических).
Есть два этапа защиты почты на сервере от спама:
- Защита на этапе получения почтовым сервером. Письмо со спамом просто не загружается на сервер.
- Фильтрация спама после получения. Письмо загружается и анализируется. По результатам проверки оно отправляется либо во «входящие», либо в «корзину».
В панели управления ispmanager есть функции для работы со спамом и на первом, и на втором этапе.
Защита от получения спам-писем
В панель ispmanager встроены средства для защиты от спама: Greylisting и ClamAv. Активируйте их в ispmanager → Настройки → Конфигурация ПО → Почтовый сервер (SMTP/POP3/IMAP) → Изменить:
Greylisting фильтрует спам за счет задержки приема писем. В панели ispmanager → Защита от спама → Белый список (Greylisting) можно указать исключения для этого типа проверки.
ClamAV проверяет почту и файлы на вредоносное программное обеспечение. Для его работы нужно задать дополнительные настройки в ispmanager → Система → Планировщик.
Выберите подходящие параметры и запустите установку модулей кнопкой Сохранить. Установка продлится несколько минут.
После установки укажите дополнительные опции в ispmanager → Почта → кнопка Почтовые домены → Изменить:
После этого настройте защиту для отдельных почтовых ящиков:
Дополнительно в панели ispmanager можно задать фильтрацию почты на основе блэк-листов, черных и белых списков.
Черные списки включают IP-адреса, с которых производится рассылка спама. Письма, отправленные с таких адресов, будут отклонены. Чтобы добавить адрес в чёрный список, в панели управления ispmanager перейдите в раздел Почта→ на верхней панели наведите на кнопку Защита от спама, выберите в выпадающем списке Чёрный список и далее нажмите кнопку Создать:
Белые (серые, greylisting) списки работают по принципу задержки приходящих писем. На каждое письмо с адреса из списка сервер отвечает, что не смог получить сообщение. Добросовестные отправители повторяют отправку, спустя некоторое время. Спамеры же игнорируют такие сообщения и продолжают рассылать письма на новые адреса. Недостаток: письма будут приходить с задержкой от 15 минут до 1 суток в зависимости от настроек сервера-отправителя.
Для того, чтобы добавить адрес в белый список, в панели управления ispmanager перейдите в раздел Почта → на верхней панели наведите на кнопку Защита от спама и выберите в выпадающем списке Белый список. Далее нажмите кнопку Создать.
Настройка фильтрации входящей почты на основании существующих блэк-листов (bl.spamcop.net, sbl.spamhaus.org и другие) доступна по кнопке Защита от спама → Фильтрация DNSBL → Создать, в поле Домен DNSBL укажите название блэк-листа. Входящие письма с адресов, заблокированных этими фильтрами, будут отклоняться сервером.
Эти методы позволяют отсеять до 90% спама еще на этапе доставки в почтовый ящик.
Фильтрация полученных писем
Уже доставленную почту можно разметить средствами анализа содержимого, используя программу spamassassin. Данный продукт позволяет на основе особых алгоритмов добавлять в заголовки письма соответствующие строки, а пользователь, на основе почтовых фильтров в почтовом клиенте, может отфильтровать почту в нужные папки почтовой программы.
Включения spamassassin на почтовом сервере можно в панели ispmanager в разделе Настройки → Конфигурация ПО → выберите почтовый сервер и нажмите Изменить.
В открывшемся окне поставьте галочку напротив SpamAssassin (exim) и сохраните изменения. Программа начнёт работать, алгоритм определения спама будет улучшаться самостоятельно с течением времени.